Время работы: с 11.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник
Карта проезда к музею
Мы в Facebook Мы в Twitter Мы в Vimeo Flickr Новости в RSS Мы на сайте Музеи России

Главная  →  Усадьба и окрестности  →  Большой дом  →

Столовая

«Давнее стремление Поленова к возрождению и развитию народных художественных промыслов не было случайным. Оно тесно связывалось с общественной и художественной жизнью России того времени. Осознание художественной ценности народного творчества, повышенный интерес к нему неизбежно вели к собирательству предметов, связанных с национальной традицией. Еще в начале восьмидесятых годов прошлого века на прогулке в окрестностях Абрамцева Репин и Поленов заинтересовались резной доской со стилизованным орнаментом на карнизе крестьянской избы в деревне Репихово. Они купили эту доску у владельца избы (к удивлению и радости последнего) за три рубля и разделили ее пополам. С этой скромной находки и началось собирание коллекций в мамонтовском кружке, а позже – и в поленовском музее. В среде художников зарождалось стремление поддержать делом, укрепить народные художественные промыслы. Елена Дмитриевна Поленова, сестра Василия Дмитриевича. В одном из писем сказала об этом так: «Цель наша – подхватить еще живущее народное творчество и дать народу возможность развить его». Ф. Д. Поленов.

Массивная дубовая дверь с очень красивым замком (по эскизу В. Д. Поленова сделана эта дверь столяром А. А. Минаевым) ведёт в Столовую.

В частном доме «русский стиль» старались использовать для столовых, готический – для кабинетов и библиотек. Поленов верен этой традиции. Столовая в его доме – музей декоративно-прикладного и русского народного искусства. Интерьер Столовой – эклектичен, но при всей оригинальности сочетаний предметов обстановки, создает впечатление удивительной гармонии. В Столовой царит мир народного искусства и абрамцевского художественного кружка. Для Василия Дмитриевича детство, проведенное в Имоченцах и Ольшанке, связано было не только с привольем и деревенским простором, но и с особым миром крестьянина, где любая утилитарная вещь – будь то короб, прялка, одежда, посуда – всё становилось произведением искусства. Осознание художественной ценности народного творчества неизбежно вело к собирательству предметов, связанных с национальной культурой. Идею сбора образцов русского народного искусства (как и во многих других случаях, например, первые домашние спектакли в Абрамцеве и создание хорового кружка) подал В. Д. Поленов. Интерьер этой небольшой и уютной комнаты переносит посетителя в эпоху московских Вербных базаров и Грибных рынков, на которых эти вещи и приобретались. Крестьянская утварь, глиняные и деревянные игрушки – изделия мастеров Московской, Архангельской, Нижегородской, Тульской, Калужской губерний. Давнее стремление Поленовых к возрождению и развитию народных промыслов не было случайным. Елена Дмитриевна Поленова писала: «Цель наша – поддержать еще живущее народное творчество и дать народу возможность развить его». В среде русской интеллигенции просветительские традиции всегда были очень сильны. Но на рубеже веков пришло понимание обратной связи: не только «приобщать к искусству» народ, но и учиться у него, чтобы не потерять связи с национальной культурой, так как именно народ и оставался хранителем исконно русских традиций. Творчество Елены Дмитриевны проникнуто любовью и тонким пониманием природы, унаследованным от родителей; она - удивительно чуткая и тонкая художница - акварелистка. Много времени Елена Дмитриевна Поленова посвятила работе в прикладном искусстве: в 1885 году стала художественным руководителем столярной мастерской в Абрамцеве.

Желание вернуть профессиональному искусству традиции народной культуры, мечты о соединении ремесла с высоким творчеством были свойственны Е. Д. Поленовой. Она создала более ста эскизов мебели и предметов прикладного искусства, пытаясь в своих работах не просто подойти как можно ближе к типу народного творчества, но воплотить собственное представление о красоте народного искусства. В одном из писем к В. В. Стасову художница признавалась: «<…> очень трудно разграничить, где кончается народное и начинается мое собственное». Е. Д. Поленовой удалось главное: не просто органично использовать традиции при создании новых современных вещей, но и воплотить собственный, глубоко оригинальный взгляд на народное искусство.

Созданные по её эскизам в этих мастерских предметы находятся в Столовой: скамья – поэтическое переосмысление народных традиций в мебельном искусстве «русского стиля», из мебели - резной стул и табурет. Фаянсовые тарелочки «Времена года»…. «Особенно трогательны тарелочки «Двенадцать месяцев года», мастерски исполненные Еленой Дмитриевной Поленовой. Каждому месяцу года соответствует тарелочка с очень характерным пейзажем: отдающие в синеву на закате солнца январские снежные сугробы; апрельское половодье; цветущая сирень в мае; сенокос в июне; поспевающие яблоки на ветвях яблонь в августе; осенние дороги сентября, усыпанные палым листом…. Эти работы – одна из вершин творчества талантливой художницы. Ею же выполнена висящая в углу икона Покрова Богородицы, связанная с памятным событием – открытием школы в селе Страхове: этой иконой школа освящалась». Ф. Д. Поленов.

И все её работы отличаются особым индивидуальным почерком и высокими художественными достоинствами.

В собрании Поленова сохранились некоторые блюда и тарелки, расписанные на керамических вечерах в его доме под руководством Е. Д. Поленовой, показывавшей товарищам приемы работы.

Автор блюда «Бабочки» – Поленов, «Оранжерея» принадлежит кисти К. А. Коровина. Тарелка «Куры» расписана И. С. Остроуховым, изразец «Дикие козы» – Е. Д. Поленовой, «Камыши» – С. И. Мамонтовым, «Осень» – изразец работы И. И. Левитана. «Косули» – изразец фабрики Дэка, привезён Е. Д. Поленовой из Парижа в подарок старшему брату.

Для просмотра Столовой в виртуальном туре нажмите здесь

Фрагмент интерьера. 2011 г.
Фрагмент интерьера. 2011 г.

Фрагмент интерьера. 2012 г.
Фрагмент интерьера. 2012 г.

Фрагмент интерьера. Букет полевых цветов.
Фрагмент интерьера. Букет полевых цветов.

Фрагмент интерьера. Русская витрина.
Фрагмент интерьера. Русская витрина.

Фрагмент интерьера. Осенний букет.
Фрагмент интерьера. Осенний букет.

Тел./факс: 8 (48734) 3-38-38
Время работы: с 11.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник
Как доехать до музея из Москвы и Тулы

Противодействие коррупции

Создание сайта — Атолл Дизайн

Наверх