Время работы: с 11.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник
Карта проезда к музею
Мы в Facebook Мы в Twitter Мы в Vimeo Flickr Новости в RSS Мы на сайте Музеи России

Главная  →  Усадьба и окрестности  →  Большой дом  →

Пейзажная

«В соседней с мастерской комнате второго этажа – пейзажная живопись Поленова. Комната не носит мемориального характера. Эта экспозиция была задумана детьми Поленова, и составлена в послевоенные годы сыном художника Дмитрием Васильевичем – первым директором музея. Этюды раннего периода соседствуют здесь с шедеврами – «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег. Из окон пейзажной открывается – в перспективе широкой просеки – изумительной красоты вид на Оку и ее противоположный берег, на тарусские заливные луга и пойму речки Скнижки. Сейчас с трудом верится в то, что эта величественная панорама – дело человеческих рук. Взглядом большого художника – провидца смотрел Поленов на будущее голого холма и, разбивая парк, сажая деревья, оставлял просеки, создающие сейчас тот особый настрой мыслей и чувств, который испытывает человек, очарованный видом из окна Пейзажной». Ф. Д. Поленов.

Имя Поленова было очень популярно в восьмидесятых–девяностых годах XIX столетия. Большинство его картин приобреталось П. М. Третьяковым и другими коллекционерами и любителями живописи, в семье оставалось то, что он дарил своим близким или не продавал на выставках. Из этих вещей составилась экспозиция Пейзажной.

Против больших итальянских окон висит пейзаж «Золотая осень» (1893) – вид Оки в сентябре, в сторону Очковых гор. Это превосходное законченное полотно можно считать красой и гордостью музея. «Наступило лето, только не зеленое а сплошь золотое. Такая благодать, что и умирать не надо бы», – писал жене из Борка В. Д. Поленов в сентябре 1893 года. Вероятно, такую именно «благодать» он и хотел перенести на холст. Написав в том далеком сентябре свою знаменитую картину «Золотая осень». Это была вторая, а по существу, первая осень, целиком проведенная им на Оке. Дом в Борке был построен, мечта его жизни, мечта о создании музея осуществлялась. Будучи известным художником, академиком живописи, он мог взглянуть на мир не только с высоты своего зрелого возраста, но и с высот своего светлого мировоззрения. Он любил говорить, что летние месяцы нехороши тем, что «все, как из ушата, облито зеленью». Лишь с приходом сентября, созвучного настроению стихов Тютчева:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора, –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… –

Начинается самое лучшее время для работы живописца. Не потому ли к зрелым мыслям, к философскому познанию и осмыслению законов земного бытия ведет это полотно Поленова?». Ф. Д. Поленов. Золотая осень.

«Осень в Абрамцеве» (1890). На нем изображена заводь речки Вори в глухом еловом лесу. Группы пожелтевших берез бросают горячий отблеск, разливающийся в небе, на темных елях и тихой воде. Если «Золотая осень» зовет к широким просторам и манящим далям, то «Осень в Абрамцеве» настраивает на глубокое и тихое раздумье. Эти два противоположных на¬строения с необычайной силой и живописным мастерством выражены в обоих пейзажах, посвященных осени - любимому Поленовым времени года.

Здесь же – «Ранний снег» (1890), написанный Поленовым из окна дома в Старом Бёхове; этюд «Абрамцево»: старые ворота и конюшня времени Аксаковых; превосходный этюд «Воря» (1882), написанный в Абрамцеве с крутого обрыва над речкой Ворей; весенний пейзаж «Речка Свинка»: увеличение с маленького этюда, написанного между Калугой и Тарусой во время поездки с Коровиным ранней весной 1889 года; этюд «Церковь Федора Стратилата» в Москве (1892); превосходный этюд «Венеция» (1895); этюд «Вид из старого Бехова» (1891) Великолепный этюд Поленова «Деревня Тургенево» (1885), изображающий задворки русской деревни: быстро бегущая речкой в тихий серый летний день. Этюд этот по технике и вложенному в него содержанию можно отнести к числу поленовских шедевров.

На картине «Золотая осень» изображена Беховская старая деревянная церковь. На ее месте в 1906–1907 годах Поленов по своим проектам и на свои средства построил Церковь Святой Троицы. Рядом с церковью – старое деревенское кладбище, на котором похоронен и художник. На его могиле – деревянный крест-голубец, выполненный по эскизу самого Поленова. Василий Дмитриевич в своем духовном завещании писал:

«Смерть для человека, которому хоть что-то из задуманного удалось сделать в жизни – событие даже не печальное, а скорее радостное, закономерное: переход от земных трудов к покою небытия. А бытие переходит и остается в том, что человек после себя оставил».

Для просмотра Пейзажной в виртуальном туре нажмите здесь

Фрагмент интерьера с картиной В. Д. Поленова «Осень в Абрамцеве». 1890 г.
Фрагмент интерьера с картиной В. Д. Поленова «Осень в Абрамцеве». 1890 г.

В. Д. Поленов. Золотая осень. Х., м. 1893 г.
В. Д. Поленов. Золотая осень. Х., м. 1893 г.

В.Д.Поленов. Деревня Тургенево. Этюд. Х. на к., м. 1885 г.
В.Д.Поленов. Деревня Тургенево. Этюд. Х. на к., м. 1885 г.

Тел./факс: 8 (48734) 3-38-38
Время работы: с 11.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник
Как доехать до музея из Москвы и Тулы

Противодействие коррупции

Создание сайта — Атолл Дизайн

Наверх