Мемориальный парк

«Взглядом большого художника увидел Поленов будущее пустого холма над Окой и, создавая усадебный ансамбль, вдохнул новую жизнь в песок и суглинок заброшенной пашни, как бы принес присягу вечной Красоте». Ф. Д. Поленов

Поленовская усадьба неотделима от окского пейзажа. В сознании обитателей усадьбы она превратилась в особый – «живой организм» и даже более – в целый Мир, в своеобразную точку отсчета – в центр мироздания – именно в таком «мифологизированном» ключе, судя по воспоминаниям, её воспринимали и дети Поленова: «Милое, весёлое, светлое Бёхово!», – записала в дневнике младшая дочь художника.

Вокруг усадьбы поднялся молодой лесок, в котором стараниями художника наряду с местной флорой: сосны, осины, березы, дубы, клёны, появились туя, американский клён, кедр, пихта. Пришло время – и прорубили просеки, проложили дорожки. Лес превратился в парк, в котором были Березовая и Въездная аллеи, пруд, Убóрова гора, названная так за обилие цветов и разнотравье, которым она поражает, начиная с весны и до поздней осени; Дýбово – излюбленное место игр детей Василия Дмитриевича. Все заветные места в парке имели свои названия, которые большей частью придумывал сын художника Дмитрий, обладавший богатой фантазией. Федор Дмитриевич Поленов внук художника, пишет об этом так: «С террас музея хорошо просматривается парк, который сегодня уже можно назвать старинным. Парк – детище Василия Дмитриевича, большинство сосен здесь посажено его руками, руками друзей и учеников, членов его семьи. К парку всегда отношение в семье художника было особым – как к живому существу, естественному (ни убавить, ни прибавить!) продолжению музея, лучше сказать – его составную часть. Бережная забота о деревьях, об их росте и развитии была так же присуща Поленову-человеку, как забота о своих учениках».

Поленов с поразительным мастерством сумел использовать при создании парка, казалось бы, неблагоприятные природные места: низменные или холмистые участки имения осмыслялись им как основа для свободной живописной планировки парка. Когда Поленов проектировал цветники вокруг дома, он учитывал не только архитектурные особенности здания, но и уникальную окскую флору. Еще в первый свой приезд на Оку Василий Дмитриевич обратил внимание на своеобразие местной флоры, на её сходство с горной, альпийской: душистые фиалки, ландыши, ветреницы, анемоны, незабудки, лиловые и желтые дикие ирисы, нежно-розовая дикая мальва. В подборе цветочных культур для усадебных клумб был сделан акцент не на экзотичность, а на «похожесть», созвучность с местной фауной: маки, тюльпаны, примулы, ноготки, васильки, вербена, ирисы, флоксы, левкои, мальвы, георгины и астры. Изысканные цветы не затмевали очарования простых полевых.

В создании цветников была особенность, которая сохранена и до настоящего времени. Главные усадебные здания Большой дом и Аббатство – окружены цветниками, имеющими «свой» характер. Возле Аббатства цвели мальвы и разноцветные циннии. Этот цветок, наряду с ирисами, особо выделял Василий Дмитриевич. С его слов, циннии напоминали ему Имоченцы.

В архитектурном плане три стороны Большого дома воспринимаются как фасады, которым соответствуют и цветники разного характера.

При входе, около крыльца, высаживались крупные левкои – от бледно-розовых до темно-лиловых. Перед Большим домом был устроен Круг – большая плоская круглая клумба. Но в данном случае Поленов добивается, чтобы цветник выглядел не столько клумбой, а больше бы напоминал луг с цветами – «Мавританский газон».

С западной стороны дома художник устраивает эспланаду, выравнивая для цветников искусственным способом почву. При жизни художника цветник на эспланаде был обустроен по принципу английского: с неправильной формы клумбами. С 60‑х годов XX века по форме эспланада представляет собой сектор окружности, разделенный лучами-дорожками на три треугольника, что было обусловлено спецификой музейной жизни усадьбы. Доминирующим цветом этих газонов всегда был зеленый. И также, по краям зеленого поля, рядами высаживались цветы: нарциссы, ирисы разной окраски (Василий Дмитриевич очень любил этот цветок: он ему напоминал рыцарское, готическое), белые флоксы, удивительным образом сочетающиеся с белыми стенами Большого дома. Эспланада заканчивалась изогнутой полосой, на которой произрастали гладиолусы, лилии, мелкие махровые розочки. По периметру эспланады высажены любимые кустарники художника – сирень, жасмин, и эта кулиса создаёт чувство укромности, защищённости пространства, тем не менее, напрямую связанного с окским пейзажем через Окскую перспективу.

На ступенях западной террасе «огнями горели настурции», своеобразная парафраза со знаменитой террасой в Жуковке, опоэтизированной К. А. Коровиным.

Оформление Южного фасада носит более интимный, домашний характер. Живописная работа П. Н. Крылова «Поленово. Мальвы», написанная в 1952 году, очень тонко передаёт лёгкость праздничного настроения.

При жизни В. Д. Поленова о цветниках заботилась Наталья Васильевна – старшая, жена художника. После смерти родителей цветниками занялась Ольга Васильевна Поленова – дочь художника. В своей работе она придерживалась тех принципов, которые были заложены ее отцом.

До наших дней усадьба В. Д. Поленова осталась почти первоначальном виде (не сохранилось лишь несколько построек). Сейчас, как и при жизни художника, все своеобразные «клумбы» засеваются в центре травой, а по периметру высаживаются цветы. До сего времени в усадьбе растут редкие породы деревьев.

Но сейчас в усадьбе таинственный вековой парк, почти лес: лучами расходятся аллеи и дорожки. Высокий стройный бор, громадные сосны въездной аллеи, высокие, осенью золотые вязы у дома, акации, сирень, клен с темно-красными листьями у мастерской художника, сад, цветники…. Поленов сумел создать в гармонии с природой прекрасное произведение искусства.