Музей – детям

Василий Дмитриевич говорил о работе с детьми: «Вот я слышу от других: зачем Вы возитесь с малышами, отдаёте время и силы на малое их дело? Но верите ли? Я нахожу огромное удовлетворение в работе с детьми. Их выступления в искусстве иногда мне кажутся более значительными, ценными, чем выступления многих взрослых профессионалов. У этих – ремесло, выучка и интерес к оплате, а у детей так все искренне и бескорыстно! <…>

Цитата длинная…. Но, если вдуматься, то станет ясно, что Василий Дмитриевич Поленов еще в начале ХХ века наметил (как ни неожиданно это прозвучит), основные пути той работы, которую мы теперь называем «музейной педагогикой». И ничего нового нет в утверждении, что во все времена символом культуры как раз и являются музеи. Именно в музее «образование культурой» происходит естественно на основе приобщения к живому опыту творчества. Ведь главная цель, которая стоит и перед педагогами, и перед музейными работниками – научить человека творческому отношению к жизни. Причём у музейных работников возможностей гораздо больше.

Музейный проект «Театр Новогодней Ёлки».

Одна из самых ярких традиций музея – театральная.

Более 120-ти лет в доме В. Д. Поленова ставятся спектакли. Поленовский театр, «соединивший в одно целое поэзию, музыку и живопись», стал воплощением мечты художника о воспитании подрастающего поколения. Актёры театра – ученики средних и старших классов Страховской средней школы им. В. Д. Поленова.

Ценность детского музейного театра в Поленово в том, что всё происходит в интерьерах мемориальной старой усадьбы с богатейшими культурными традициями. Здесь искусство и повседневная жизнь очень тесно переплетены; достижения культуры гораздо легче, чем где бы то ни было, превращаются в личное духовное достояние, а жажда творчества становится внутренней потребностью.

Название «Театр Новогодней Ёлки» родилось само собой: сказочная театральная премьера, как и при Поленове, происходит под Новый год в Библиотеке Большого дома. Об этом хочется сказать словами Федора Дмитриевича Поленова: «Каждый новый год в доме над Окой знаменуется каминным вечером. Как было заведено уже много-много лет назад, из библиотеки убирают всю мебель, в ее углу ставят большую новогоднюю елку для сельской детворы. И обязательно детский театр показывает новогодний спектакль. За последние годы с большим успехом прошли «Робин Гуд», «Кот в сапогах», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане», «Кошкин дом», «Волшебник Изумрудного города», «Волшебная лампа Алладина», «Золотой ключик», и, конечно, «Аленький цветочек»… Традиция новогодних спектаклей соблюдается свято».

Наш театр отличается демократичностью: в «актеры» принимаются все желающие, независимо от своих актёрских способностей, и именно это необыкновенно важно. Среди ребят, занятых в постановках, немало ярких и самобытных дарований. Дети воспринимают театр как праздник, и для многих именно он остается самым ярким впечатлением детства, которое накладывает отпечаток на всю жизнь.

А на следующий день после спектакля – гастрольная премьера на сцене Страховской школы…. Это тоже традиция.

Музейный проект «Фестиваль детского творчества «Курочка Ряба».

Название нашему проекту подарила одна из первых матрёшек, расписанных русским художником С. В. Малютиным – «Девочка с чёрной курицей». Живут эти матрёшки в Столовой Большого дома, а каждую весну девочка эта «оживает» в поленовском парке.

Весенние фестивали детского творчества «Курочка Ряба» – межрегиональные: объединяют творчески одарённых детей, (в том числе и из детских домов, и детей с ограниченными возможностями) из Тульской, Калужской и Московской областей. Традиционная программа фестиваля включает: выставку-ярмарку детских работ, концерт детских коллективов, тематические конкурсы для участников и гостей фестиваля. Впечатление от выставок детских работ очень яркое: вместе с красочной толпой народных игрушек, вышивок, рисунков врывается в поленовскую усадьбу шум больших ярмарок, веселье и пестрота народных гуляний, объединяющая радость праздника.

Музейный проект «Добрый свет поленовской усадьбы» – так красиво и так точно называется музейный проект работы с аутичными детьми. Это комплексная программа для детей с аутистическими расстройствами. Используются методы арттерапии и музейной педагогики, психодрамы: и иппотерапии: работаем совместно с профессиональными психологами. Работа по социокультурной реабилитации средствами арттерапии и музейной педагогики ведётся в Большом доме – с его ощутимой атмосферой тепла и покоя. Занятия с детьми и родителями в театральных костюмерных, с примеркой костюмов и участием в импровизированных театральных представлениях позволяют применять профессиональную терапию методом психодрамы в ненавязчивой игровой форме и в очень интересных условиях закрытых и открытых площадок на территории музея В. Д. Поленова: театр как лекарство?!..

Работа с детьми в поленовской «диораме», представляющей собой коллекцию картинок, объединённых одним сюжетом кругосветного путешествия, позволяет научить особенных детей показывать и рассказывать любимую историю самостоятельно.

Включены занятия рисованием совместно с учениками художественных школ, на которых дети с разными возможностями и способностями встречаются в усадебном парке и гармонично взаимодействуют между собой, объединённые общим делом – рисованием красоты окружающего их мира. Индивидуальные занятия на конюшне музея по программе иппотерапии, состоящие из общения с животными, прогулок по парку верхом на лошади и упражнений.

Музейный проект Школа народного мастерства – «Живое наследие».

Цель нашего проекта – сохранение традиций русских народных промыслов и ремесел. Широкое распространение знаний об этих промыслах. Воспитание национального самосознания и сохранение исторической памяти у народа. Более глубокое и серьезное отношение к традициям, к русской культуре, особенно у молодого поколения. Возможность раскрыть собственные таланты. Этот проект, скорее, для семейной аудитории, нежели только для детей.

Мастер–класс в Поленове проводится с весны 2002 года. Участие в этом проекте принимают как Народные мастера России, так и начинающие художники.

Каждый год мастера начинают работать 15 мая и заканчивают 15 сентября. Каждую неделю приглашается мастер, который работает на выставке. Для работы Мастер–классов отдали мемориальные постройки – Детский домик («Избушку»), которая находится напротив Большого дома, и «Курятник» – на Въездной аллее. Помимо того, что эти выставки – продажа изделий определенного мастера, но это ещё и мини – мастерские: «святая святых» каждого художника. Мастер, будь то керамист или резчик по дереву, а мы стараемся представить наибольшее количество промыслов, показывает свою работу, своё мастерство. Перед зрителями предстаёт интересный и важный процесс, можно сказать – таинство, когда на глазах у зрителя мастер и материал становятся единым целым: рождается произведение искусства. В условиях Мастер–класса всегда есть возможность попробовать и собственные силы.

Музейный проект «Гостеприимный музей».

Ценность совместной работы учителя и ученика, совместная работа с другими художниками на натуре, «на одном мотиве», по мнению Поленова, имела глубокий творческий смысл. «Поучительное и благотворное влияние сравнения», – так называл Поленов результаты совместной работы художников, имея в виду сравнение своих произведений с произведениями других художников, «а это есть один из главнейших способов к развитию и совершенствованию». Мечтал художник и о своеобразной Академии Искусств, когда люди творческие могли бы приезжать в его дом над Окой и работать «в природе и кислороде»: «Я хотел бы приглашать художников поработать на нашей общей прекрасной природе».

Поленовская усадьба помнит И. Левитана и К. Коровина, В. Оленину и Е. Татевосяна. Окские пейзажи «замерли» на холстах Г. Шегаля, Н. Грицая, Н. Крымова, П. Крылова, Н. Соколова и многих других художников, во все времена стремившихся прикоснуться к красоте Оки и поленовской усадьбы.

Мы, как и мечталось когда-то В. Д. Поленову, предоставляем юным живописцам из Тулы и Москвы, приезжающим к нам, возможность не только любоваться музейными коллекциями, но и создавать собственные произведения искусства, а затем устраивать выставку в усадьбе.

Музейный проект «Музей и школа».

В 1911 года в селе Страхово, Н. В. и В. Д. Поленовыми была построена школа. Сегодня она носит имя художника

С 1911 года связь между усадьбой и школой была неразрывной.

В настоящее время сотрудники музея ведут занятия по мировой художественной культуре в старших классах школы и курсы «Музейная профессия. Экскурсовод».Свои «первые» и «последние» звонки ученики Страховской и окрестных школ проводят в музее.

Музейный проект «Дети талантливее взрослых».

Это новый проект работы музея с дошкольниками. Направленность – на приобщение детей к сокровищам художественной культуры, но – главное – использование образовательных возможностей пространства музея – заповедника в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В основе этой работы – организация тематических выставок репродукций с обязательными интерактивными компонентами:

  • «Какого цвета погода за окном?» Пейзажи времён года.
  • «Дети в живописи». Портрет. Автопортрет.
  • «Что ты больше всего любишь?» Натюрморт.
  • «Сказок без картинок не бывает». Иллюстрации к сказкам Е. Д. Поленовой.
  • Дом–музей В. Д. Поленова. Азбука–домино на тему поленовского дома и парка и т.д.