Мастерская

В этой – первой – мастерской Поленов работал до 1904 года, пока не закончил строительство Аббатства,  куда со временем он перебрался и жить.  Большой дом хоть и был просторным, но народу всегда было много, а по утверждению Василия Дмитриевича, «художник дома должен только есть и спать, а работать должен в одиночестве». Мастерская в Большом доме была отдана детям и получила название «Рабочей».

Мастерская – самая большая и светлая комната, ее окно выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Благодаря белым стенам и ровному северному свету здесь всегда празднично, светло и легко. В коллекции музея находятся восточные пейзажи Поленова, и первый, графический вариант картины 1885 года, а также подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888, Русский музей).

С начала 1880–х годов художник, не оставляя своих занятий пейзажной живописью, преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, деятельности в частной опере С. И. Мамонтова, работал над евангельским циклом «Из жизни Христа». Еще в 1860‑е годы, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», он задумал создание большого полотна «Христос и грешница» на тему VIII главы Евангелия от Иоанна. На протяжении почти двадцати лет Поленов собирал материал. «Изображая предметы по возможности ближе к действительности, какая бы она ни была, для меня несравненно выше вымысла… Внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь», – написал Поленов, работая над евангельскими сюжетами. За это время он несколько раз путешествовал на Ближний Восток: в Египет, Сирию и Палестину.

Вариант картины «Христос и грешница» в Мастерской был создан в течение 1885 года в Москве. Его размеры 585,5x307,7 см., холст привезли из Рима (в России в те годы не производили таких полотен). Поленов думал писать на этом холсте картину, но увлекся рисунком и сделал самостоятельную законченную композицию углем. Для картины, находящейся в Русском музее (Санкт-Петербург), он заказал другой холст, сделал легкий подсобный рисунок, и на чистом холсте появились те чистые краски, которые приводили в восторг современников и его молодых учеников и коллег. Картина была представлена на 15‑й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, в 1887 году и была приобретна императором Александром III для собрания императорского музея.  Благодаря гонорару за эту картину, Василий Дмитриевич смог купить землю и построить свой личный “рай на земле” – усадьбу Борок, ныне музей-заповедник В.Д.Поленова

Поленов преклонялся перед живописью Александра Иванова, называл его гением. Находясь в Италии, в местечке Альбано, он хотел написать знакомый по этюдам Иванова морской пейзаж, но не решился делать повтор. Над дверью в мастерскую – фотографии с картины Александра Иванова (1806–1857) «Явление Христа народу» (1857) и копии учеников Поленова с библейских эскизов Иванова: «Явление Христа Марии Магдалине» А. Я. Головина, «Христос и самарянка» и «Христос перед Пилатом» Е. М. Татевосяна – копии сделаны в 1893–1894 гг.

Для просмотра Мастерской в виртуальном туре нажмите здесь