Время работы: с 11.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник
Карта проезда к музею
Мы в Facebook Мы в Twitter Мы в Vimeo Flickr Новости в RSS Мы на сайте Музеи России

Главная  →  Усадьба и окрестности  →

Адмиралтейство

Диорама, Выставочный зал

Перед самым выходом из усадьбы на Оку, слева от Окской аллеи, находится здание восстановленного лодочного сарая – поленовского Адмиралтейства – сарая для зимовки лодок, построенного по типу фахверка в 1895 году. Фахверковые постройки характерны для западноевропейского средневековья. Это – поставленные на цокольный каменный этаж конструкции вертикальных и горизонтальных деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется каменной кладкой на глиняном растворе. Фасад украшен настоящим штурвалом, а вокруг настоящие якоря. Ока властвовала над усадебной жизнью.

«Это был лодочный сарай, как Поленов называл его «Адмиралтейство». Поленов летние месяцы мало занимался живописью, а большую часть времени проводи в лесу – чистил, прорубал, лечил, и на реке, где много работал над дамбой, которой думал задержать песок и восстановить пляж, бывший в начале пребывания в этих местах: дамбу называл «восьмым чудом света». Детей он тоже приучал чуть ли не с пятилетнего возраста плавать самостоятельно на лодках, грести, управляться с парусами. У каждого из детей были собственные лодки плоскодонки до семи лет, а с семи лет – килевые. Была одна большая лодка четырехпарная, на которой ходили на распашных: сам Поленов был капитаном, а дети матросской командой. Капитан был довольна суровый, и команда его побаивалась. Название большой лодки было «Яилатан» – имя Наталия, прочтённое наоборот. Это было имя жены Поленова. Поленовым был сделан детям целый флот: были маленькие пароходы–буксиры, носившие названия пароходов, плававших по Оке. Баржи, на которых перевозили камни для строительства вдоль берега затонов, пристаней, дамб.

В нижнее помещение этого сарая убирались на зиму мелкие небольшие лодки, а на колошники взгромождались «Яилатан» и большая плоскодонка «Подбор». На стенах хранились на больших деревянных кронштейнах весла, багры, паруса нависали и лежали ковши, стояли деревянные чаши со стеклянными кольцами, карабинами, утками, блоками для парусного плавания. Под окном полка с различными отверстиями для столярного и плотничьего инструмента. В длинном красном ящике хранились удочки, купальные принадлежности (спасательные круги, пробковый пояс и пр.). Летом этот ящик сносился к берегу и стоял у раздевалки, в него в ненастную, погоду прятались весла, багры, рули отслужившие службу лодки оставлялись вне здания, не спускались на воду, служа опять же великолепной игровой площадкой для младших детей», – из экскурсии по парку О.В.Поленовой, дочери художника. 1970 год.

«Адмиралтейство пережило Великую Отечественную войну, повидало линию фронта, проходившую здесь, содрогалось от близких взрывов немецких снарядов и мин и долго еще несло в теле своих деревянных перекрытий их осколки. Уже в послевоенные годы оно было разобрано по указанию администрации соседнего дома отдыха. Причина этой акции так и осталась непонятной. По решению научно–художественного совета музея, Адмиралтейство начали восстанавливать, причем проектом восстановления было предусмотрено придание ему характерного для поленовской архитектуры облика (каменная кладка с фахверковыми конструкциями). Старый лодочный сарай был неотделим от всего окского мира – мира лодок, уключин, удочек и верш – от впервые вошедших в сознание таких понятий, как ванты, бушприт, краспицы, шкотовый узел, – заманчивых и зовущих на иные глубины, к иному простору, широко открытому ветрам всех компасных румбов...». Н. Н. Грамолина. «Поленово».

С момента восстановления Адмиралтейство работает как выставочный зал для современных художников, и именно там показывают удивительную работу Поленова – диораму.

Расписание диорамы в «Адмиралтействе» вы можете узнать здесь.

Расписание выставок в «Адмиралтействе» вы можете узнать здесь.

Диорама

Диорама – последняя большая работа Василия Дмитриевича – представляет собой кругосветное путешествие в картинках. Что такое лист поленовской диорамы? Два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге сделан с обеих сторон; работают красками прозрачными – акварелью. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсвета.

В. Д. Поленов закончил работу над диорамой в 1921 году. Первый показ диорамы был в Тарусе, в «Песочном» – на даче Веры Васильевны Вульф. Затем художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребята. Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы, но получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.

Очарование диорамы, созданной в 1920–е годы, до сих пор ничуть не потускнело и продолжает увлекать многочисленных посетителей музея. Диорама сохранена в мемориальном виде. Конечно, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями. Ведь Василий Дмитриевич, составляя описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой».

Из воспоминаний Екатерины Васильевны Поленовой-Сахаровой:

«Отец уединился в мастерской и начал работать над переносным театром-диорамой. Диорама – по–гречески "прозрачная картина" – была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагерром, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике «Селестине». Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Работа была огромная. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!».

Из письма В.Д. Поленова:

«Диорама – значит прозрачная картина, ее изобрел французский художник Дагер. Картины меняются в зависимости от направления освещения – спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. <…> Выходит что-то вроде волшебства. Картины очень разнообразны. Моя диорама состоит из путешествия вокруг света, начиная с реки Оки: идет пароход, мы на нём как бы едем. Сначала днём, а потом вечером. <…> Затем идут картины: Московский Кремль, галерея, Эйдкунен, поезд идет по Германии, германские древние зáмки, Вольфрам и Тангейзер; Бавария, гостиницы, дилижанс. Шиллер и Гёте – пешком. Потом Италия, Венеция, днём – дворец Дожей, ночью – маскарад и гондолы. Рим, Неаполь. Извержение Везувия. Швейцария, горы, Сен-Бернар, Симплон. Франция, Париж, Сена, Собор Парижской Богоматери, фейерверк. Возвращаемся опять в Россию на юг: Украина, Крым (Ялта), Чёрное море, фантастический маяк. Далее наше путешествие: Босфор. Египет в шести картинах. Палестина, Восточная Азия, Индия, слоны; Китай, фонарики, иллюминация. Северная Америка - горы Кордильеры. Южная – девственный лес, Амазонка, ловля дикой лошади…. Возвращаемся в Россию: губернский город, пожар; Петербург, Академия художеств, Аничков мост. Начало зимы у нас. Кончается елкою, ребятишки пляшут…

Последнее время многие хотят устроить у себя такую диораму. Художнику это совсем не трудно. Механика простая: ящик, спереди и сзади стенки вынуты, крышка поднимается и опускается для дневного и ночного освещения».

Диорама – последняя большая работа Василия Дмитриевича – представляет собой кругосветное путешествие в картинках. Что такое лист поленовской диорамы? Два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге сделан с обеих сторон; работают красками прозрачными – акварелью. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсвета.

В. Д. Поленов закончил работу над диорамой в 1921 году. Первый показ диорамы был в Тарусе, в «Песочном» – на даче Веры Васильевны Вульф. Затем художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребята. Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы, но получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.

Очарование диорамы, созданной в 1920–е годы, до сих пор ничуть не потускнело и продолжает увлекать многочисленных посетителей музея. Диорама сохранена в мемориальном виде. Конечно, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями. Ведь Василий Дмитриевич, составляя описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой».

Для просмотра Адмиралтейства в виртуальном туре нажмите здесь

Адмиралтейство. 2010 г.
Адмиралтейство. 2010 г.

Адмиралтейство. Зима. 2011 г.
Адмиралтейство. Зима. 2011 г.

Монограмма В. Д. Поленова.
Монограмма В. Д. Поленова.

Картина диорамы В. Д. Поленова. «Венеция». Эффект дня.
Картина диорамы В. Д. Поленова. «Венеция». Эффект дня.

Картина диорамы В. Д. Поленова. «Венеция». Эффект ночи.
Картина диорамы В. Д. Поленова. «Венеция». Эффект ночи.

Картина диорамы В. Д. Поленова. «Ёлка». Эффект дня.
Картина диорамы В. Д. Поленова. «Ёлка». Эффект дня.

Картина диорамы В. Д. Поленова. «Ёлка». Эффект ночи.
Картина диорамы В. Д. Поленова. «Ёлка». Эффект ночи.

Якорь около Адмиралтейства.
Якорь около Адмиралтейства.

Тел./факс: 8 (48734) 3-38-38
Время работы: с 11.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник
Как доехать до музея из Москвы и Тулы

Противодействие коррупции

Создание сайта — Атолл Дизайн

Наверх