Время работы: с 11.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник
Карта проезда к музею
Мы в Facebook Мы в Twitter Мы в Vimeo Flickr Новости в RSS Мы на сайте Музеи России

Главная  →  Усадьба и окрестности  →

Аббатство

До постройки Аббатства на его месте стояла высокая мачта, на которой в дни семейных праздников и торжеств поднимались флаги и вымпелы поленовской речной флотилии.

«Аббатство» – слово, пришедшее в русский язык из французского: католические аббатства – средневековые монастыри. Поленов был архитектором всех зданий в своей усадьбе, и правильнее всего называть архитектуру усадебных построек «поленовской», так как Василий Дмитриевич талантливо соединил архитектурные стили разных эпох, в результате получились очень оригинальные постройки.

Это здание и не обладает внешними приметами стиля модерн, его сближает с ним изысканность силуэта и контрастность объемов, соединенных в единое целое. Отдаленные ассоциации с излюбленным Поленовым романским и готическим зодчеством придают особую романтичность этому маленькому «зáмку».

Построено Аббатство было в 1904 году; по этому поводу Василий Дмитриевич писал Ивану Владимировичу Цветаеву 27 октября 1904 года из усадьбы «Борок»:

«<…> Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».

Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. В самой мастерской огромное окно, выходящее на север, даёт рассеянный свет, что необходимо живописцу. Здесь можно было, расстелив во всю ширину комнаты холст, работать над театральными декорациями, а для того, чтобы посмотреть издали на большое полотно, достаточно было подняться наверх, в мансарду, и посмотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).

При жизни Поленова Аббатство было его любимым местом работы и отдыха. В Аббатстве Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Будучи очень непритязательным в быту человеком, он ограничивался малым: вся обстановка комнаты состояла из простой деревянной кровати, табуретки с умывальными принадлежностями и столярного верстака.

Из помещения мастерской узкая дверь ведет в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.

Интерьер мастерской интересен сочетанием кирпичных стен с деревянными конструкциями потолка, деревянными стойками-колоннами и бревенчатыми стенами второго этажа. Мастерская отделяется от кабинета художника деревянной перегородкой. Через сцену можно попасть на застекленную террасу, где стоял специальный стол с ящиками для окских камешков, рассортированных по цветам, служивших В. Д. Поленову и Е. М. Татевосяну для мозаичных работ, которыми они занимались в Аббатстве. Мозаика «Лилия» работы Поленова – бесспорное украшение Аббатства. Она очень хороша: не случайно, в своё время эта работа была и на выставке «Мира искусства».

Чердачное помещение Аббатства всегда служило складом театрального реквизита, декораций и костюмов. Здесь хранились костюмы, сшитые Н. В. Поленовой–старшей, Еленой Дмитриевной Поленовой, младшей сестрой художника, одежда сербских воинов, привезенная Поленовым в 1877 году: он был добровольцем в сербско–турецкой компании 1876–1877 годов.

Здание Аббатства сильно пострадало во время пожара в 1958 году, (пожар случился по вине одного из рабочих, который курил во время ремонта крыши), долгие годы использовалось для показа Диорамы. Во время этого пожара была утрачена и костюмерная. Новая жизнь началась после реставрации, проведенной в 1977–1980 годах. Во время реставрации был со скрупулезной точностью восстановлен облик художественной мастерской В. Д. Поленова по фотографии 1911 года. Приходилось рассматривать в лупу детали фотографий, чтобы правильно разместить на рабочем столе кисти, краски и вещи, сопутствовавшие работе художника.

В 1909–1911 гг. Поленов работал над завершением цикла картин «Из жизни Христа». Одна из них – «Пределы Тирские» (1911): в Евангелии от Матфея рассказывается о женщине, у которой давно и тяжело болела дочь; Христос с учениками только вошел в город Тир, и женщина просила Его об исцелении дочери; на картине изображен главный момент, когда Христос говорит: «Встань, женщина, по вере твоей воздастся тебе!».

Кабинет художника – комната с камином, который сложен из тесаного камня, того же «тарусского мрамора». На камине высечен герб семьи – символ поленовского рода и музея, такой же, как и на камине в Библиотеке Большого дома. В Кабинете – фотоэкспозиция, рассказывающая о страховском народном театре, которым руководили дочери Поленова и о кукольном театре Н. В. Поленовой–младшей. Ваилий Дмитриевич, создавая мастерскую, задумывал ее и как художественную и декорационную, и костюмерную, и как склад театрального реквизита, и как театрально–прокатный пункт, и главное – как зрительный зал со сценой, где могли бы проходить спектакли. Этот замысел осуществился. Елена Анатольевна Поленова, внучка художника, говорит о том, что для неё Аббатство всегда было связано именно с театром. Долгие годы, каждое лето в Аббатстве проходили примьеры спектакля театра «Курица и Петух» под её руководством.

Для просмотра Аббатства в виртуальном туре нажмите здесь

Аббатство. Весна. 2012 г.
Аббатство. Весна. 2012 г.

Аббатство. Зима. 2011 г.
Аббатство. Зима. 2011 г.

Аббатство. Вид со стороны эспланады. 2011 г.
Аббатство. Вид со стороны эспланады. 2011 г.

Фрагмент интерьера.
Фрагмент интерьера.

Фрагмент интерьера.
Фрагмент интерьера.

Фрагмент интерьера.
Фрагмент интерьера.
Фрагменты интерьера.

Аббатство. Осень. 2010 г.
Аббатство. Осень. 2010 г.

Тел./факс: 8 (48734) 3-38-38
Время работы: с 11.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник
Как доехать до музея из Москвы и Тулы

Противодействие коррупции

Создание сайта — Атолл Дизайн

Наверх